Художник Адливанкин Самуил Яковлевич
Адливанкин Самуил Яковлевич (1897-1966)-родился в городе Татарске Могилевской губернии (ныне — Смоленская область), в семье фармацевта Якова Ароновича и его жены, домохозяйки Сары Моисеевны. .
С 1912 года по 1918 он. учился в Одесском художественном училище у Костанди ,дальше в Московских государственных свободных мастерских у В.Татлина . Жил и работал в Москве. В 1919 по поручению Отдела ИЗО Наркомпроса занимался организацией Свомас в Самаре. В том же году был назначен руководителем художественной секции губернского комитета ло массовой культуре, отвечал за развитие художественного образования и программ по искусству для детей. Он быстро усвоил стиль необъективного искусства и работал вдухе А.М.Родченко , Л.С.Поповой и других. В 1921-1922 участвовал в создании Нового общества живописцев (НОЖ).
Живописец, монументалист, график, входил в «левое» крыло советского искусства 1920-30 гг. Работал с плакатом, писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Стилистика работ близка лубку, примитиву.В 1918 году переезжает в Москву. Семья живет на антресолях бывшей гимназии на Петровско–Разумовской аллее и в 1930 году переезжает в новую квартиру во втором доме художников на Петровско-Разумовской аллее. В 1931 году вступает в художественное общество «Изобригада». В 1932 году становится членом только что образованного Московского отделения союза художников. Именно в это время он занимается монументальными росписями павильонов ВСХВ, клубов. С 1933 активно ездит в командировки по всему Союзу.
В 1942 году эвакуирован с семьей в Свердловск. Там он работает в Агитплакате. В конце 1943г возвращается в Москву. После окончания войны продолжает ездить в командировки по Союзу. Все это время пишет картины разного плана.
Умер Самуил Яковлевич 7 марта 1966 года по дороге из мастерской домой, похоронен на Донском кладбище. Его работы находятся во многих музеях России и за рубежом, в частных коллекциях.
"Перед отъездом на фронт"
"Натюрморт"
"В штабе колхоза"
"Портрет художницы Марии Гранавцевой"
"Трамвай"
"Миша"
"Портрет"
"Девушка и красноармеец" ,рисунок
"А. Гайдар. Горячий камень"
"Портрет Н.К. Пименовой"
"Таня у торшера"
"Строительница Уралмаша"
Портрет художника Двоскина
"Состязание юных авиамоделистов"
"Герои у нас"
"Портрет художника В. Храковского"
"Натюрморт с фруктами"
"На Кубани"
"У витрины рыбного магазина"
ИЗ КНИГИ ВОСПОМИНАНИЙ ТАТЬЯНЫ ХВОСТЕНКО «ВЕЧЕРА НА МАСЛОВКЕ БЛИЗ ДИНАМО»
САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ АДЛИВАНКИН
В четвертом подъезде нашего дома жил Самоша Адливанкин - честный, искренний, одухотворенный как в жизни, так и в своем творчестве человек. Я часто видела его во дворе. Невысокий, довольно полный, с большой лысиной, круглым улыбающимся лицом, мягким носом и глазами с веселым прищуром, он походил на плюшевого медведя, а с возрастом стал ассоциироваться с любимым мною, да и всеми нами, актером Евгением Леоновым. Что-то необъяснимо трогательное было в этом бесхитростном человеке, простом и очень мудром. Я попросила мужа сфотографировать его. Из снимков он сделал небольшую книжку с портретом Самоши и подписал снимки его словами. Это было незадолго до смерти Самуила Яковлевича. Он уже не мог говорить, у него был рак горла, но он находил в себе силы шутить. В это время к нему часто приезжал Александр Александрович Дейнека. Их связы¬вала, я бы сказала, даже не дружба, а истинная любовь. Для них Масловка была центром и смыслом всей жизни, ведь Дейнека никому не изливал свою душу. Здесь же, за бутылочкой коньяка, он как-то раскрывался и уже не походил на сурового, неприступного академика, директора МИПИДИ, каким я его знала в стенах института.
Однажды, встретившись со мной в нашем дворе, он повел меня к Самошеньке, как ласково называл Адливанкина. Но прежде дал денег и попросил купить чего-нибудь вкусненького и бутылку лучшего коньяка. Через пятнадцать минут я принесла все это. Самуил Яковлевич открыл мне дверь. В квартире стоял полумрак; на стене висели большие фотографии его любимой жены, сына Миши, погибшего на фронте, и три небольшие картины 20-х и 30-х годов. Позже его дочь Ева про¬дала их в частную коллекцию в Киев.
Мы сели за небольшой столик, Дейнека налил три рюмки. Самоша сказал, что у него болит горло, и пить не стал… Потом они заговорили о своих молодых годах, о встречах в то далекое время, вспоминали общество «НОЖ» и своих друзей, которых с каждым годом становилось все меньше.
Однажды я попала в мастерскую Адливанкина, которая находилась в первом доме на Масловке. Самоша тогда рисовал портреты, которые никак не вписывались в канонические рамки соцреализма. Из-под его кисти выходила, как я тогда понимала, какая-то мазня в серо-коричневой гамме. Правда, стоило немного отойти, — и на тебя смотрели выразительные лица, по-своему характерные и, должно быть, очень похожие на лица портретируемых.
Самоша умер. Незаметно прошли его похороны. Ева переехала из нашего дома и через несколько лет тоже умерла.
Сейчас все понятнее становятся художественные достоинства картин Адливанкина, они очень высоко ценятся.
Именно здесь, на Масловке, оседали и жили до самой смерти такие художники, как Адливанкин, наследуя и продолжая лучшие традиции изобразительного искусства. Я искренне любила его, и его образ живет в моем сердце.
"Портрет дочери. (Пионерка)"
Комментариев нет:
Отправить комментарий