Cимвол русского национального характера - граненый стакан в его современном виде, оказывается, разработала скульптор-монументалист Вера Мухина, автор знаменитого монумента "Рабочий и колхозница".
Говорят, Вера Игнатьевна "изобрела" его совместно с художником Казимиром Малевичем,
автором знаменитого "Черного квадрата".
По другой версии, уникальную форму подсказал ей муж, любивший пропустить после работы рюмашку-другую.
И то и другое вполне возможно.
Документально авторство Мухиной не подтверждено, но именно об этом говорят ее коллеги. Их аргументы основываются на том, что Мухина в перерыве между созданием монументальных скульптур много внимания уделяла стеклу, сотрудничала со стеклозаводами, к тому же точно известно, что она - автор пивной кружки.
Мастер советского монументализма перешла к простым формам. Правда, Алексей Веселовский - правнук Веры Мухиной - считает, что творчество скульптора воспринимать только через призму граненого стакана просто кощунственно: "Граненый стакан - это всем понятно, всем доступно. Ну да, был, наверное, в биографии такой факт. Она и конфетные этикетки рисовала - надо же было на жизнь зарабатывать".
Впрочем, не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов,
открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. Благодаря этому человеку металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. А в часы досуга он рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями, - правда, предлагая изготовить его из металла. Наброски стаканов сохранились в его дневниках. Вероятно, их могла увидеть и Вера Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать "питейную чашу" из стекла.
К стакану вполне мог приложить руку и Казимир Малевич. Строгие грани - это вполне в духе конструктивизма. Тем более что специально под них в послевоенные годы разрабатывались посудомоечные машины. Впрочем, как считают в музее стекольного завода, ни Мухина, ни Малевич ничего нового в граненый стакан не привнесли. Граненый стакан на Руси был всегда. В древности стопки делали из деревянных дощечек - отсюда и грани. Вот, к примеру, мнение на этот счет заведующей музеем ОАО "Стеклохолдинг" Надежды Беловой:
"Мне кажется, что этому стакану намного больше лет. У нас есть даже стакан с царским гербом.
Это уже говорит о том, что он разработан до революции".
Первый советский гранчак сошел с конвейера старейшего в России стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области в 1943 году. Зачем же понадобились новые стаканы в разгар войны? В НИИ стекла, который находится рядом с упомянутым заводом, пояснили, что предприятие в то время не останавливалось и производило рассчитанную на массового потребителя "сортовую" посуду. По словам доктора технических наук, заместителя директора по науке НИИ стекла в Гусь-Хрустальном Юрия Гулояна, изготовить сосуд для распития веселящих напитков из стекла, который не бился бы при падении на землю, пытались издревле. Выпуск ребристых стаканов вместо круглых готовился еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов. Так вот, гранчаки идеально подходили под чудо-технику. И как только пресс для граненых был смонтирован, его сразу запустили в работу.
На одном сайте-чате уже в нашу, постсоветскую эпоху усиленно обсуждался вопрос о том, сколько же граней было у любимого гранёного стакана, и какого он был объема (видимо, все оригиналы, несмотря ни на что, к этому времени уже были выброшены или перебиты). Так вот, спор здесь неуместен: граненые стаканы выпускались разные. По объему они вмещали 250, 200, 100 и 50 граммов, а количество граней варьировало от 8 до 14. Но классическим граненым стаканом считается десятигранный стакан с толстыми стенками и пояском поверху, объемом 250 граммов.
Многогранный сосуд вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за "приличной" толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. Поговаривают, что в смесь для прочности добавляли даже свинец, который используется в составах для хрусталя.
В начале 80-х страна вздрогнула. Купленные в магазине по 7 копеек граненые стаканы стали самопроизвольно взрываться. Народ подумал, что власть затеяла скрытую антиалкогольную кампанию. На этот феномен откликнулся даже сатирический киножурнал "Фитиль".
Оказалось, что посуду начали делать на импортной линии, не заботясь о технологии. В продажу ушло более миллиона бракованных стаканов. У одной хозяйки "взорвался" весь праздничный стол. Вспоминает эту историю главный технолог стекольного производства Валентина Федорова: "Она выставила счет, и ей заплатили всю стоимость"
Если верить легенде, первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, не медля, швырнул чашу оземь со словами "Стакану быть!" Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - "Стаканы бить". Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.
В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствовано из тюркского "тустыган" - чаша или "дастархан" - праздничный стол.
Но, конечно же, настоящий гранёный стакан (как мы его знаем и любим теперь) появился не в петровскую эпоху. Гранёный стакан в оригинале - это символ советского времени. Из него пили не только водку, (этот напиток, разумеется, «классика» для граненого стакана), но и портвейн, шампанское, марочное вино, а иногда даже страшно дорогой коллекционный французский коньяк. В общем, он подходил для любых алкогольных, а в эпоху «сухого закона» и безалкогольных напитков.
Есть мнение, что гранёный стакан назывался "маленковским" и появился в начале 50-х, как посуда в заведениях общепита.
Когда-то тусклые грани мерцали и в заводских столовках, и на столах Президиума ЦК КПСС.
Диссиденты на кухнях со стаканом в руке обличали советскую действительность, а соседи, приложив стакан к тонким стенам, могли быть в курсе всего происходящего. Стакан как мера всех вещей. В общем, предмет многогранный.
"В археологии русской жизни, очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к граненому стакану. Это наша археология, а, вернее, просто матрица, - считает писатель Виктор Ерофеев.
-
Это стакан не только дней рождения, но и поминальный стакан. Он уравновешивает жизнь и смерть. Да и вообще серьезная вещь".
Эпоха граненого стакана уходит безвозвратно. На смену идет другой предмет массового спроса - пластиковый стаканчик.
Вот только в памяти народной он вряд ли останется. Отмечать день рождения одноразовой посуды на трезвую голову никто не станет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий